Расширение репродукции

Расширение репродуктивных функций, освоение в широких масштабах всего разнообразия существующих музыкальных форм привело к качественным изменениям, к осознанию мощного художественного потенциала радио. Возможность слушать не видя открывала дорогу на радио тем операм, которые не шли на сцене из-за постановочной громоздкости, устаревшего или рыхлого либретто и т. п., но музыка которых стоила того, чтобы о ней не забывали. Эта же особенность позволила продолжить творческую деятельность многим певцам, сохранившим прекрасные голоса, но оставившим публичные выступления. Выступления по радио стали основным видом деятельности таких крупных пианистов, как Б. Л. Жилинский и Е. А. Бекман-Щербина. Кстати сказать, их труды и поиски помогали совершенствованию инженерно-технического качества передач, что, в конце концов дало возможность передавать по радио фортепианную игру без существенных художественных потерь.
Рубеж 20-х годов вообще ознаменовался усилением интереса к звуковой сфере искусства. Родилось звуковое кино, в которое сразу хлынул поток индустриальных шумов, звуки работающих механических бытовых приборов, что так или иначе находило отражение в искусстве.
В 1930 году Балаш высказал мысль, что рождение звукового кино будет способствовать открытию окружающего нас акустического мира. Нечто подобное можно сказать и о радио. В данном случае, подготовленное предшествующим развитием, музыкальное радиовещание способствовало развитию культуры чисто слухового восприятия музыки.
Со временем становилось все более ясным, что слушание музыки по радио не есть эрзац-концерт или эрзац-спектакль. Музыка в чисто слуховом восприятии представала как некий звуко-эстетический концентрат, Конкретность реального не «заземляла» музыки, и она могла полностью реализовать свои обобщающе-символические возможности.
Это был новый этап жизни музыки, опиравшийся на ее изначальные свойства. «Подсознательность», безотчетность интуитивного постижения художественного содержания, не нуждающегося в переводе на язык отчетливых предметных представлений,— одна из важнейших закономерностей... музыкального восприятия».

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *