Ипостась радиомузыки

Другой важной и обширной областью функционирования музыки в радиовещании является ее драматургическая роль во взаимодействии со словом. Речь идет о ее участии в радиоспектаклях и инсценировках прозы. Звук, сколь бы конкретен он ни был, всегда тяготеет к обобщенности, к символике, в отличие от изображения и слова, которые, как бы они ни были абстрактны, всегда стремятся к конкретности, предметности. На этом, собственно говоря, и основывается роль механического звука и музыки в некоторых синтетических искусствах, и, прежде всего в драматическом театре и кино. Этим же свойством во многом обусловлено взаимодействие звучащего слова, с одной стороны, и шумов и музыки — с другой, в радиодраматургии. В принципе здесь роль музыки та же, что в драматическом театре и в быстро развивавшемся звуковом кинематографе, где музыка и шумы являются вторичными по отношению к сценическому действию, слову, изображению и в то же время активно взаимодействуют с ними. На радио роль музыки и механических звуков тоже вторична — по отношению к слышимому слову. Но отсутствие изобразительности повышает удельный вес музыки и шумов, которые придают эмоциональную окраску действию при слуховом его восприятии.
Подобно театру и кино, музыка на радио, взаимодействуя со словом, выступает в двух ипостасях — как реальное звучание и как выражение непосредственных чувств героев или автора. Иначе говоря, мы имеем здесь то, что, в театроведении получило название чеховского и мейерхольдовского принципа использования музыки. В этом втором своем качестве музыка на радио приобрела особое значение в послевоенные годы, когда получила развитие радиодраматургия с углубленным проникновением во внутренний мир человека. Музыка, выражающая субъективное сознание, музыка-интроспекция потребовала особых средств выражения и является благодарным полем для применения различного рода технических новшеств.
Многие виды музыкальных передач, основанные на взаимодействии музыки и слова,— музыкальные рассказы, монтажи, включающие в себя документальный, эпистолярный материал и т. п., радиоинсценировки из жизни композиторов-классиков, музыкально-литературные композиции и т. д.— создали совершенно новые, органически единые продуктивные формы, возможные только на радио.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *