Радиотеатры

Тщетность попыток в решении художественных проблем драматического радиовещания посредством строительства радиотеатров и перенесения принципов театрального творческого процесса в условия радио была обнаружена довольно быстро.
Но, даже придя к выводу, что единственным выразительным средством радио является звук, что попытки создания радиообраза с помощью внешних, зримых эффектов напрасны, творческие работники радиовещания все-таки предпринимали эксперименты со звуком с единственной целью — компенсировать зримый элемент театрального спектакля. Радио оставалось в рамках канонов сценического искусства, правда с некоторой тенденцией к модификации репродуктивных возможностей. Это выражалось в подробном звукописании действия, подробном иллюстрировании звуком каждого движения персонажей, стремлении при помощи звука вызвать зримые картины в воображении слушателя. Наибольшего натурализма в озвучивании радиопостановок в 0-е годы достигли в США: для получения нужного звукового эффекта в радиостудии выпускали целые стаи голубей, устраивали настоящие драки кошки с собакой и т. д. Против подобных экспериментов и звуковых трюков категорически высказывались многие сторонники создания оригинального радиоискусства. Бернард Шоу назвал радио той поры «игрушкой в руках испорченных людей».
Отказ от канонов театральной драматургии, от тех приспособленческих средств и приемов, которые использовались в ранних радиопостановках, был поистине революционным переворотом в истории художественного радиовещания. 5 января 94 года в эфире появилась пьеса молодого английского писателя Ричарда Хьюза «Опасность», занявшая первое место в конкурсе Би-Би-Си на лучшее драматическое произведение, созданное специально для радио. Хьюз отказался от иллюстрации драматического действия акустическими декорациями, более того, все действие пьесы он принципиально поместил во тьму шахты, где произошел обвал. Зрительные впечатления в радиодраме оказались второстепенными, даже несущественными, все ее содержание адекватно реализовывалось одними словесно-звуковыми средствами, которые играли важную художественную роль в нагнетании эмоционального напряжения действия, отнюдь не иллюстративно сопровождая его. Хьюз своей пьесой показал, что звуковая основа художественного произведения — такая же реальность для драматического искусства, как видимая игра актеров в театре. Именно звук — предмет и средство выражения радиоискусства — стал художественной основой «Опасности», с которой начинается история европейской радиодраматургии. (В США первая пьеса, написанная специально для радио, прозвучала в эфире 3 апреля 93 года. Радиостанцией «WLW» в Цинциннати была поставлена драма «Когда просыпается любовь» Фреда Смита, которая, однако, была скоро забыта.) Первой оригинальной радиопьесой в нашей стране была пьеса «Вечер у Марии Волконской», прозвучавшая в день столетия со дня восстания декабристов. Ее автором и постановщиком был Н. О. Волконский, первый русский радиорежиссер.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *