Радиопроизведение

Предположения о грядущей гибели театра, о низведении его до уровня радиофицированного домашнего очага, связанные с интенсивным развитием радиовещания, чередовались с оптимистическими суждениями о том, что радио возвращает литературу к ее первозданному началу, возрождает устные, звучащие формы литературы, что оно поднимает литературу на более высокую ступень развития по сравнению с литературой печатной. «Радио,— писал русский ученый И. И. Иоффе,— средство передачи мысли, дополненное средствами фонографии, оттесняет кустарное идеографическое писательство. Оно не механически размножает произведение, повторяя его в тысячах и миллионах экземпляров, требующих индивидуального воспроизведения, но дает его живое исполнение, объединяя, как источник света из фокуса, массы слушателей, превращая их в единую аудиторию единого времени и пространства». Фактически все разнообразие точек зрения было порождено пересмотром основной концепции радиовещания: техническое средство связи и распространения переводилось в ранг искусства, по крайней мере в какой-то своей части, области деятельности, несомненно обладавшей специфическими средствами выразительности и способами создания художественного образа,
Утверждалась точка зрения, согласно которой все, что передается по радио, есть оригинальное радиопроизведение, плод самостоятельных творческих усилий. Озвученный литературный текст любого жанра принимался за произведение радиоискусства на том основании, что в процессе приспособления его для передачи по радио участвуют актеры, режиссер, используются выразительные средства, характерные для радио. Театральная пьеса, рассказы, произведение, написанное по заказу радио, к которым приспосабливали всевозможные шумовые эффекты, музыку, механически соединяли литературную основу с акустическими декорациями. Для того времени подобный взгляд был не случаен — художественное радиовещание с самого начала своего существования жадно впитывало приемы уже существовавших видов искусства. Мало того, во второй половине 0-х годов под прямым влиянием киноискусства возникает радиофильм — симбиоз радио и кино, просуществовавший, впрочем, недолго. Первый радиофильм, «Степан Халтурин», появился в нашей стране 8 сентября 98 года. Он состоял из отдельных сцен, развертывающихся на фоне шумовых декораций. Так, приезд Степана Халтурина в Петербург сопровождался характерным боем курантов Петропавловской крепости, звуковой картиной обучения солдат на Дворцовой площади и т. п. Затем появились другие радиофильмы — «Петр Моисеенко», «Камо», «Перекоп»...

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *