Образы радиодрамы

Художественные образы радиодрамы, подобно литературным, не обязательно должны быть конкретно представимы. Литературные образы в нашем сознании не всегда оформляются до зримой четкости, хотя и обладают вполне определенной конкретностью. Но это может быть конкретность чувства, ощущения, конкретность эмоционального проявления, конкретность духовного характера. Литературный образ может впечатлять своей художественной целостностью, но не поддаваться зримой конкретизации. В радиодраме на первый план выступает именно конкретность духовного характера, для выражения которой используются средства, не связанные с конкретной предметностью. Поэтому в радиодраматургии часто используются приемы одушевления и аллегории. Вряд ли возникнут у читателей и слушателей радиопьесы Бертольта Брехта «Полет через океан» наглядные, зримые образы говорящих Тумана, Воды, Снежного шторма... Художественный прием одушевления, наделения человеческим голосом и речью неживых предметов, явлений природы, животных и т. п. лежит в основе радиодраматургии для детей. В качестве примера можно привести популярные радиопьесы Майлена Константиновского, написанные для серийной радиопередачи «КОАПП, КОАПП, КОАПП»,— в этих радиопьесах постоянными персонажами выступают Кашалот, Стрекоза, Мартышка, Сова, Рыба-удильщик и другие животные. Драматизации на радио легко поддаются волшебные сказки с их фантастическим миром. В прозе, поэзии, как и в радиодраматургии, часто встречаются и описательные элементы, однако изобразительные возможности литературной основы в радиодраме являются второстепенными или вовсе незначительными. Именно «сила интеллектуальной выразительности» (Н. А. Дмитриева) отличает радиодраму, например, от театрального искусства, сила которого проявляется в зрелищности, наглядности. В театре сценическое пространство чрезвычайно важно, большую роль играют внешние детали, внешность персонажей, через которую можно дать ясное представление о характере, социальном положении, привычках, отдельных чертах поведения действующего лица. «Персонаж» радиодрамы — это голос актера.

Эстетическое своеобразие радиодрамы определяется, конечно, и своеобразием условий слухового восприятия.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *