Границы радиоэфира

В сущности, все виды искусства ограничены при отражении необъятного реального мира материалом, который находится в их распоряжении. Каждый вид искусства выражает определенную сферу духовного содержания, более всего доступную его материалу.
Физический материал радиодрамы не нов — звучащее слово, музыку, шумы или характерные звуки используют и в других видах драматического искусства. Но эти элементы в радиодраме являются единственными, а в театральном или киноискусстве они существуют вкупе с изобразительными средствами сцены или видеоряда.

Художественное содержание в радиодраме (в отличие от театрального и других зрелищных видов искусства) выражено в иной ипостаси — только звуковой. Конкретное содержание того или другого образа и всей радиодрамы в целом формирует лишь интонационная и смысловая наполненность актерской речи, музыкальные и шумовые элементы. Внешняя среда, сценический материал, используемый для воплощения содержания в театре, в радиодраме не функциональны. И несмотря на то, что слово и звук в радиодраме никогда не смогут компенсировать полностью театрального сценического действия или киноэкранного изображения (о чем у нас писали сами актеры театра, почувствовавшие специфику работы у микрофона,— О. Л. Книппер-Чехова, М. И. Бабанова, В. Н. Пашенная, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Н. Абдулов, И. В. Ильинский), именно они являются основными элементами поэтики радиоискусства.

Сценические возможности театрального спектакля (зрелища) не могут быть выражены в средствах радиодрамы, так как могут быть представлены только в одной, звуковой ипостаси. Чтобы границы отражаемого в театре открылись и для радиодрамы, предлагалось (в 0-е годы) зримый мир сцены передавать посредством слова, его описательных возможностей. В результате радиорежиссер В. Д. Марков пришел даже к выводу, что техника радиопьесы «приближается не столько к технике драматургии, сколько к технике киносценарного мастерства», к технике повествовательной литературы.

На самом деле такая «техника» литературного творчества используется не в оригинальных произведениях радиоискусства, а в основном в репродуктивных формах. В частности, в передачах «Театр у микрофона» используется так называемый дикторский текст, комментирующий мизансцены спектакля и сценическую игру актеров.

Описательные элементы, разумеется, не чужды литературным передачам, в которых изобразительные возможности словесности производят сильное впечатление, вызывают яркие образы в воображении слушателя.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *