Радиодрама: поиски художественного языка

В начале 20-х годов художественная деятельность радио ограничивается в основном чисто репродуктивными задачами. Оно осознается прежде всего как удобное средство мгновенного распространения произведений традиционных видов искусства на неограниченные расстояния, средство популяризации и пропаганды искусства. Эту важную социальную функцию оно выполняет и сейчас, знакомя слушателей в передачах «Театр у микрофона» с лучшими произведениями российского театрального искусства или транслируя концерты классической, эстрадной музыки.
Связь радиовещания с традиционными видами искусства казалась естественной, обусловленной природой нового канала распространения. Первыми работниками художественного радиовещания были актеры, режиссеры, музыканты, писатели — деятели театра, музыки, литературы. И в наше время в радиостудиях над новыми литературно-драматическими записями, будь то передача «Театр у микрофона», постановочное чтение или радиодрама, работают известные актеры и режиссеры театра и кино. Однако даже при осуществлении репродуктивных задач им приходилось сталкиваться с совершенно особыми условиями творчества.
Казавшееся столь удобным и послушным, радио вступало в некоторое противоречие с уже сложившимися видами искусства. Безусловно, радио не могло адекватно передать, например, ту важную часть спектакля, которая определяет в основном специфику театрального искусства и что коротко определяется как сценичность. Все сценическое действие, мизансцены, физическая, зримая игра актеров оставались по ту сторону микрофона, в театре, а до слушателей доходила только звучащая часть спектакля, то есть часть содержания театрального произведения. То же присходило и с эстрадными, цирковыми представлениями. Микрофон вызывал недоверие актеров, он отнимал у них живую часть творчества, важный компонент спектакля, концерта — публику. Кажущаяся ограниченность выразительных средств, «слепота» радио были расценены как его недостаток. Было решено перенести хотя бы внешние атрибуты создания театрального произведения в радиостудию. Актеры стали играть перед микрофоном настоящие зрелищные представления — в театральных костюмах, гриме, с подробным соблюдением мизансцен, тем самым пытаясь достичь настоящего творческого самочувствия. Для таких целей построили даже специальные здания — радиотеатры, в которых было отведено место и публике (все передачи в то время шли в эфир «живьем», а не воспроизводились с магнитной пленки, и во избежание недоразумений в некоторых радиотеатрах сцену отделяли от зрителей-слушателей стеклянной стеной).

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *