Структура вещания начала 30-х

Разнообразнее становятся жанры передач: радио-очерк радиорепортаж, радиозарисовка, документальный радиофильм. Меняется в целом структура общественно-политического вещания — она перестает быть калькой структуры номера газеты. Место радиогазет в эфире (начиная с августа 1932 года) занимают выпуски «Последних известий», благодаря которым удается существенно сократить временную дистанцию между событием и сообщением о нем. Кроме того, выпуски уже целиком основаны на жанрах, выработанных исключительно на радио. Словом, радио становится инстанцией, опосредующей информацию. Из средства транспортировки сообщения оно обращается в способ формирования сообщения. Коммуникативная функция радио осложняется познавательной, агитационной.

Самыми впечатляющими выразительными средствами радио на этом этапе кажутся фигура посредника-комментатора и фонография.

Микрофон в ту пору (конец 20-х и начало 30-х годов) принято называть «звуковым зеркалом». Действительно, повышение его чувствительности позволило звукооператорам и звукорежиссерам выйти на натуру.

Но очень скоро «звуковые картинки» начинают использовать не просто в информационных целях, но и в выразительных. Самый яркий пример — звуковое оформление боя Кремлевских часов, история которого берет свое начало в 1928 году. Показательна в этом же плане серия радиозарисовок «Прогулки по Москве», сделанных, как свидетельствуют историки, довольно бесхитростным образом: микрофоны, установленные на площадях и улицах столицы, прямо в эфир транслировали «звуковые фотографии», поясняемые репортерами. Наконец, можно вспомнить документальный радиофильм «Сто минут на Днепрострое» (1930), где вместе с комментарием репортеров и интервью участников чрезвычайно значительную роль играла фонография, которая и порождала эффект присутствия у слушателей.

Радио как бы повторяет, правда в фантастически сжатые сроки, эволюцию естественного языка. Достигнув известной естественности, он может служить не только средством передачи, транспортировки независимой от него и не смешиваемой с ним информации, но и инструментом познания и понимания. Отсюда потенция его продуктивности, которая раньше всего сказывается в документальных жанрах радиовещания, а затем не может не сказаться и в его художественной части.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *