Радиотелефон

Признаки продуктивной активности намечаются в связи с заменой графическо-акустического канала (радиотелеграф) на акустический (радиотелефон), то есть с началом эволюции языка от искусственного к естественному.

Здесь необходимо оговорить те кардинальные различия, которые характеризуют искусственные и естественные языки. Если в первом случае ссылки на субъект общения устранены или по возможности нейтрализованы, чему способствует символизация языка (как в математике), то во втором они, напротив, до предела обострены (как в устной речи), чему служат многочисленные грамматические категории. Такова роль глагольных форм, которые и выдают присутствие субъекта высказывания, так же как, впрочем, и его адресата. Отсюда ясно, что в естественном языке высказывание жестко детерминировано ситуацией общения — оно как бы заключает ее в себе.

Радио, которое обрело дар речи и качественное звучание, понятно, резко расширило возможности ссылок на «сознательного субъекта»: интонация, ударение, тон голоса. Впрочем, расширило не настолько, чтобы сделать сообщение абсолютно субъективным.

Парадоксальным образом радиотелефон — первое в истории техническое средство, воспроизводящее ситуацию устного общения, не был по существу устной коммуникацией. По существу он был именно письменной коммуникацией. И не только потому, что радиотелефон использовался для передачи письменных текстов, но и потому, что сообщения носили крайне зависимый характер по отношению к «сознательному субъекту», были ориентированы «на всех». Отсутствие «ссылок» на индивидуальность автора или исполнителя-диктора усугубляло ситуацию анонимности между говорящим и слушающим. Степень независимости текста, разумеется, не могла идти ни в какое сравнение с мерой автономии акта общения в таких искусственных языках, как математические или азбука Морзе, ко, понятно, она еще далека от степени зависимости, характерной, скажем, для разговорной речи.

Иными словами, радиовещание начала 20-х годов для передачи сообщений, актуальной информации использовало формы общения, выработанные до своего появления письменной коммуникацией, и жанры, замкнутые в себе, суверенные по отношению к коммуникатору, — статьи, лекции. В художественном разделе доминировала классика.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *