Радиотеатр

Ту же тенденцию к осложнению выразительности радиоязыка субъективными элементами демонстрирует и практика радиотеатра, которая, как известно, начинала некогда с репродуктивных форм.
Показателен радиопериод творческой биографии Вс. Мейерхольда. Его начало датируется 19332 годом, когда по радио было передано несколько фрагментов его театральной постановки «Лес». Режиссер присутствовал на репетициях в радиостудии, но участия в них не принимал. Непосредственное участие он принял в работе над радиовариантом своего репертуарного спектакля «Дама с камелиями». Дело было, понятно, не в личном участии автора театрального спектакля; дело в довольно радикальном изменении структуры оригинала. Режиссер выводит на сцену перед микрофоном новое действующее лицо — ведущего, который менее всего занят чтением ремарок, а более всего — эмоциональным сопереживанием героям драмы. За радиовариантом сценического произведения последовала оригинальная постановка «Каменного гостя», где особое внимание придавалось мелодике пушкинского стиха, выразительности актерского голоса, а также музыке.Творческий опыт Bс. Мейерхольда в миниатюре отражает движение радиотеатра по пути расширения продуктивных возможностей и опосредования своей коммуникативной природы. Возможности не только расширяются, но и утончаются, углубляются, важным свидетельством чего можно считать возникновение специфического литературного жанра — радиодраматургии.
И вот, когда казалось, что радио настолько активизировало свои собственные выразительные средства, что его будущность как самостоятельной эстетической формы уже не вызывала никаких сомнений, появляются первые признаки спада его художественной активности. В 1930 году разгорелась довольно острая дискуссия на конференций-работников радиовещания между сторонниками радио как самостоятельного, суверенного искусства и теми, кто отводил радио роль распространителя и пропагандиста искусств. Теоретическая позиция первых, подкрепленная реальным опытом радиоискусства того времени, а также суждениями таких известных художников, как Вс. Мейерхольд, П. Антокольский, А. Афиногенов, Вс. Иванов, казалось, да и сейчас производит впечатление более убедительной и перспективной. Самое главное — более естественной. Потому что естественна именно такая линия развития всякой системы — от более элементарных форм (в данном случае — репродуктивных) к более сложным (продуктивным),

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *