Радиофильмы

Именно во второй половине 20-х годов происходит резкий поворот от репродуктивных форм к формам оригинальным. Концерты и трансляции спектаклей заметно теснятся радиофильмами и радиопостановками.
Поиски в этом направлении основываются главным образом на новых технических характеристиках радиоаппаратуры. В частности, чувствительность микрофона, своеобразного звукового объектива, явилась важной предпосылкой для возникновения и становления поэтики радиофильма, связь которого с радиожурналистикой несомненна. Еще более несомненна связь радиофильма с документальным кинематографом, олицетворением которой, пожалуй, вернее всего могла бы послужить практика и теория Дзиги Вертова.
Радиофильм — форма наиболее изоморфная по отношению к акустической реальности. Она выразительна в той мере, в какой выразительна сама реальность. Радиофильм стремится говорить на ее собственном, «естественном» языке.
Подобно тому как в кинематографе документальный фильм стал в свое время лабораторией, в которой были найдены и отточены многие выразительные приемы игрового кино, радиофильм послужил источником целого ряда специфических художественных средств, широко использованных впоследствии в радиопостановке. Это прежде всего приемы фонографической выразительности — шумы, музыка, монтаж, значение которого заметно повышается с внедрением звукозаписывающих устройств, динамика ритмов и проч.
В сущности, такие радиофильмы, как «Реконструкция железнодорожного транспорта», или «В шеренгу гигантов», или «Москва в годовщину Октября», или «Великий день», были уже явлениями радиоискусства — как и документальные ленты Вертова, принадлежащие, по существу, к миру игрового кино.
Радиофильм довольно стремительно эволюционирует в сторону игровых форм (например, «Днепрострой», радиопьеса А. Н. Афиногенова) и все решительнее удаляется от своей изначальной изоморфности.
Здесь необходимо оговориться, что художественный язык так же резко отличен от естественного, как и от искусственного. Это правда, что он стремится к объективности научного языка. Но правда и то, что он стремится к цели не путем устранения следов присутствия субъекта, а посредством игры субъективными позициями, сложного их сопоставления и противопоставления.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *