Радио — важная служебная коммуникация

Изобретение Попова было утилизировано едва ли не с первых же дней после своего обнародования: в 1900 году, зимой, радиотелеграф сыграл важную роль в спасении рыбаков близ озера Лавенсаари. Очень скоро он стал важной служебной коммуникацией. А с внедрением радиотелефона этот вид связи стал играть заметную роль как инструмент массовой информации: не случайно в плане Октябрьского вооруженного восстания предусматривалось занятие в первую очередь телефонной станции и телеграфа. А сразу после победы революции радиостанции активно использовались для передачи правительственных обращений и сообщений.

Перечень практических заслуг радиосвязи в пору, когда она еще не стала регулярным радиовещанием, можно продолжать, но, видимо, и без этого можно сделать вполне определенный вывод о том, что радио уже в исходной точке своего пути зарекомендовало себя как сугубо практический, рабочий инструмент. И это особенно бросается в глаза на фоне игровых склонностей ровесника радио — кинематографа. Говорить о каком-либо соотношении нехудожественных и художественных форм на радио в этот период еще рано, поскольку такого разделения попросту не было. Радиотелеграф со своей условной знаковой системой (азбука Морзе), пожалуй, наиболее полно и наиболее чисто олицетворял коммуникативную природу нового технического средства.

В кинематографе коммуникативные возможности выражены гораздо слабее. Кино, в сущности, занято не столько передачей сообщений, сколько их созданием и консервацией. Как средство коммуникации оно напоминает тот тип связи, при котором почта направлена не по месту жительства или работы, а до востребования: не сообщение настигает нас — мы должны сделать шаг или несколько шагов навстречу ему.

Поэтому можно сказать, что в коммуникативном плане кинематограф и радиотелеграф противостоят так же резко, как и в художественном. Художественная потенция кино — в способности прямо и непосредственно отражать эмпирическую реальность. Радиотелеграф не знает иного способа отношения к действительности, как только превратить ее в набор точек и тире.

Следовательно, уже на первом этапе своего развития оба технических средства кардинально различаются по характеру своих способностей и склонностей: радио как коммуникативное, кино — как художественное.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *