Классификация радиопередач

Уже в 50-годы один из первых русских исследователей: радиоречи, известный лингвист С. И, Бернштейн, классифицировал, в частности, образовательные радиопередачи следующим образом: он выделил типы агитационный, коммуникационный, повествовательный (подразумевались передачи, вызывающие у слушателей «процессы образного мышления») и инструкционный. Все они различаются, по мысли автора, характером" взаимоотношений говорящего и слушающего. Если агитационный тип передачи предполагает слушателя, которого надо заинтересовать и на волю которого надо воздействовать, то коммуникационный характеризует передачи для слушателей, имеющих уже более или менее прочную заинтересованность в предмете сообщения. Язык сообщения в этом случае может носить более специальный, более знаковый характер. И потому не случайно в начальный период в радиопередачах господствует не агитационный, а коммуникационный тип, как бы лишний раз, подчеркивая прикладной характер нового технического средства.
На этом этапе радио остается только коммуникативным аппаратом и по мере технических возможностей служит репродуктивным целям. Несколько позже, когда позволило развитие техники, радио, тиражирует событие. С 1925 года начинаются трансляции с Красной площади важнейших событий общественно-политической жизни. Но вплоть до 1928 года они были абсолютно репродуктивными, то есть не были отягощены или осложнены каким-либо посредничеством.
Срок в три года, отделяющий прямую трансляцию от трансляции с журналистским посредничеством, — довольно значительный период по тем бурным и стремительным временам. Тем объективнее должен выглядеть закон, определяющий коммуникативную природу радиовещания.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *