Радио и телевидение как СМК и искусство

Так уж издревле повелось, что, искусство, стремясь к самоопределению в своих границах х четкому размежеванию с иными формами творчества, вместе с тем последовательно размывало и разрушало им же самим установленные границы. Так складывается и в эпоху появления и интенсивного развития новых технических средств массовой коммуникации. Ни фотография, ни кино, ни радио, ни телевидение не знают абсолютного размежевания художественной и нехудожественной сфер творчества. Как, впрочем, не ведают и обратного — исчезновения границ между обеими сферами.

Кинематограф, который, пожалуй, скорее и решительнее других СМК осознал собственные эстетические возможности и завоевал статус самостоятельного искусства, все-таки не чувствует себя свободным от необходимости заниматься прямо и непосредственно публицистикой, просвещением, информацией. Рядом с художественным кинематографом продолжает бытовать документальное, хроникальное, научно-популярное кино.

В этом плане особый интерес представляет опыт радио и телевидения, поскольку здесь картина обратная той, что наблюдается в кинематографе. Здесь соотношение между художественными и нехудожественными формами сложилось явно в пользу последних. И дело не столько в количественном соотношении, сколько в соотношении качественном.

Особенно показательна ситуация, сложившаяся на радио. Сегодня все большее распространение получает точка зрения на радиовещание как на репродуктивное средство, все чаще обсуждаются проблемы специфики пропаганды искусства с помощью радио. Косвенное подтверждение справедливости подобного взгляда дает и соотношение оригинальных форм художественного творчества и других видов деятельности, характерное для сегодняшней практики радиовещания: оно явно не в пользу первых — преимущество на стороне репродуктивных и нехудожественных форм.

Не случайно термин «радиоискусство», столь популярный в 20—30-е годы, употребляется для обозначения лишь узкой области художественного вещания — оригинальной радиодраматургии, радиотеатра — и, напротив, со временем утвердилось понятие «искусство на радио», чем лишний раз подчеркивается репродуктивный характер этого типа программ.

Тем не менее самобытные художественные формы не только сохраняются на радио, но и получили определенное развитие — мировая практика свидетельствует о достижениях в этой области творчества. В данном очерке мы не будем рассматривать проблемы радиоискусства. В нашу задачу входит теоретическое обоснование исторически сложившегося соотношения художественных и нехудожественных форм в радиовещании и на телевидении.

  • Последние новости и статьи:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *